Павел Моисеенко

«Проектируем время» Стивен К. Сеова (2009)

Книга о психологии восприятия времени в интерфейсе. Автор долго разгоняется (что удивительно для книги с таким названием), ходит вокруг да около, но после первых глав углубляется в тему. Какой правильный прелоадер выбрать, как повысить терпимость ко времени ожидания и все такое прочее. Язык книги кондовый. Подозреваю, это вина перевода.

proektiruem-vremya

Я законспектировал выдержки, показавшиеся мне наиболее полезными и применимыми в работе.

Закон Вебера — Фехнера (правило 20%)
Задача: поиск требуется сделать быстрее. Уменьшить время отклика на одну секунду — это быстрее? А на две? Ответ простой: чтобы человек заметил разницу, она должна быть больше 20%.

Zakon_Vebera

Правило 20% дает нижнюю и верхнюю границы интересующей нас длительности (на рисунке 20 с) при рассмотрении улучшения характеристик и допустимой регрессии.

Например, если функция поиска показывает результаты в течение 20 секунд, то будет разумным добиваться нового значения времени отклика меньше 16 секунд. И наоборот, увеличение времени отклика на 20% не будет замечено пользователями.

Выбор правильной индикации выполнения

indikacija_vremja

Индикация времени

Единицы продвижения выполнения: время или работа

Edinicy_prodvizhenija_vypolnenija

Пользуйтесь единицами времени (оставшееся время), когда:
Вы можете уверенно прогнозировать время завершения.
Пользователи с нетерпением ждут то, что появится после завершения.
Пользователи, вероятно, будут работать с другими задачами в период ожидания.

Пользуйтесь единицами работы, когда:
Оставшееся время слишком изменчиво или непредсказуемо.
Пользователи считают значимыми сведения о работе, которая завершилась, о текущей выполняемой работе или о работе, оставшейся для выполнения.
Промежуточные сбои представляют интерес и имеют практическое значение для пользователя.
Например, запись песен на компакт-диск; когда вы узнаете об успешном завершении записи каждой песни, вы приобретаете уверенность в том, что работа продвигается хорошо.

Заблаговременное информирование о длительности процесса
Сообщайте время заблаговременно, если:
Пользователям необходимо решить, «готовы» ли они запустить процесс.
Пользователи, вероятно, захотят уделить внимание другим задачам.
Процесс очень длительный и связывает пользователя.

Якоря времени
В оценках длительностей, не превышающих нескольких часов, люди тяготеют к числам 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 и 30. Это значит, что, когда требуется оценить малую длительность, люди склонны использовать в своих оценках одно или более из указанных чисел, например «примерно десять секунд» или «от двух до трех минут».

1   2   3   5   10   15   20   30

Якорями времени удобно указывать диапазон длительности. Это бывает нужно, если изменчивость длительности обусловлена влиянием одного или более различных факторов. Например, мы полагаем, что процесс займет приблизительно четыре минуты. Обратившись к якорям времени, мы замечаем, что 3 и 5 — это ближайшие числа, окружающие наше число, и поэтому заявляем, что процесс займет от трех до пяти минут.

Есть два способа выражения временных границ, и они сильно различаются по своему назначению. Нижние границы несут в себе информацию о том, что конкретное событие будет длиться по меньшей мере X единиц времени. Верхние границы говорят о том, что конкретное событие будет длиться не более X единиц времени. Нижние границы следует применять осмотрительно, потому что, по существу, это предупреждение о неотвратимом ожидании и такие объявления обычно делаются для того, чтобы человек набрался терпения: дорога в Ванкувер займет не менее трех часов. Багаж окажется в Сингапуре не ранее чем, через неделю. Осмотр дома займет больше двух часов. Верхние границы, напротив, гарантируют завершение: вы будете в Ванкувере не позже полуночи. Вы получите багаж в течение месяца. Осмотр дома будет выполнен в течение одного часа. Нижние границы предупреждают, а верхние обнадеживают. Если установить диапазон невозможно или сложно, используйте верхнюю границу для объявления наибольшей из возможных длительностей, например, так: «меньше пяти минут». При установлении верхней границы производите округление сверху до следующей цифры из якорей времени. Например, если мы уверены, что некий процесс закончится не более чем через 7 мин 50 с, мы скажем, что процесс займет около 10 минут.

Упреждающий запуск
Часто, чтобы запустить процесс, нет необходимости ждать, пока пользователь завершит ввод всей информации. Если есть возможность, запускайте процесс, не ожидая завершения ввода пользователем всех данных.

Uprezhdajushhij_zapusk
В то время, когда пользователь вводит информацию для установки программы, процесс установки уже начался. Пользователь же считает началом установки тот момент, когда он явно запускает процесс щелчком по кнопке OK.

Раннее завершение
Вы можете заблаговременно «завершить» событие либо за счет выполнения некоторых процессов в фоновом режиме, либо задерживая эти процессы так, чтобы у пользователей создавалось впечатление, что процесс в целом завершен. Способ хорош для процессов, которые требуют продолжительной очистки после своего завершения. У пользователей может возникнуть нетерпеливое желание начать работу с вашим продуктом или переключиться на другую задачу. Поэтому, вместо того чтобы заставлять их ждать, пока ваша программа завершит очистку, позвольте им полноценно работать на той стадии, когда приложение еще выполняет процессы, о которых пользователю нет нужды знать.

Diablo3_install
Установщик Diablo III дает возможность начать играть, до того как установит все компоненты игры.

Нелинейная индикация выполнения

Nelinejnaja_indikacija_vypolnenija

Для продолжительных процессов, взамен линейной индикации выполнения (50% означают ровно половину работы), сообщайте о продвижении работы нелинейным образом. Этот метод, основан на том факте, что люди склонны наблюдать окончание выполнения длительных задач.

Целенаправленное отвлечение
По ходу длительной задачи или процесса предоставляйте пользователю информацию, интересную или важную для него. Это часто делается при длительных процессах установки.

Меньше обещать, больше предоставлять
Объявляя характеристику длительности процесса, слегка завысьте фактическую величину. Когда процесс оканчивается раньше, чем было обещано, это воспринимается как «приз».

Модель шкалы цен
Во время выполнения длительной задачи рассказывайте пользователям о ее полезности. Если они будут понимать, что система выполняет задачу, которая даст им преимущества или принесет пользу, недоступную с помощью других средств, они отнесутся к ожиданию с большей терпимостью.

Буферизация и предложение
Предоставляйте пользователям что-нибудь, чем они смогут себя занять, прежде чем станет доступным решение или продукт в целом.

Buferizacija
Потоковое видео в интернете — не нужно ждать загрузки всего видеофайла, чтобы начать просмотр.

Поделиться
Отправить