16 июня

Вкратце о прочитанном 2

Скопилось много книг о которых отдельный пост писать неинтересно, но пару слов сказать есть.

Художественные
Географ глобус пропил. Алексей Иванов, 1995 ★★★★☆
Герой поначалу кажется деградантом, но потом оживает. Отлично написаны все диалоги школьников. Очень много сленга из моего дворового детства: баще, дэцыл, по-пырому, хлыздить, шкет, родичи, защеканец и т.д. Сейчас вообще так школьники говорят? Фильм хорош тоже.

Волхв. Джон Фаулз, 1965 ★★☆☆☆
Многословная чепуха.

Сто лет одиночества. Габриэль Гарсиа Маркес, 1967 ★★★☆☆
Стоило бы, наверное, прочитать раньше.

Мать. Максим Горький, 1906 ★★☆☆☆
Вся киношная эстетика советского героизма вышла из Горького. Вот прямо как написано, так и снимали. Цитата: «У нее побледнело лицо и синие глаза ярко вспыхнули. Положив руки на плечи матери, она глубоким голосом сказала тихо и внушительно:— Если бы вы знали… если бы вы поняли, какое великое дело делаем мы!..»

Записки о кошачьем городе. Лао Шэ, 1932 ★★☆☆☆
Не мой жанр. Стилизация под архаичную литературу. Читается, примерно, как Гаргантюа и Пантагрюэль.

Допплер. Эрленд Лу, 2004 ★★☆☆☆
Современная норвежская литература. Успешный норвежец уходит из семьи жить в лес. Книжка с юмором, но совершенно беззубая. Травоядная, короче.

Леди Макбет Мценского уезда. Николай Лесков, 1864 ★★★★☆
Крепкая литература.

Санькя. Захар Прилепин, 2006 ★★★☆☆
По-хорошему злая литература. Мне такое нравится. Финальный бунт НБП в наше время кажется, ну совсем, невозможным.

Игра в бисер. Герман Гессе, 1943 ★☆☆☆☆
Пример ненавистной мне литературы. Во-первых, чистая фантазия. Во-вторых, литература духовности.

Один день Ивана Денисовича. Александр Солженицын, 1959 ★★★☆☆
Убежден, что это мощнейшая книга для своего времени. Но сейчас все Солженицинские образы затерты последователями: все всё это читали и видели в массе других книг и фильмов. Книга устарела. Она не способна произвести громадное впечатление. А Шаламов до сих пор способен. Но Шаламов, по-моему, это сверхлитература.

Крестовые сестры. Алексей Ремизов, 1910 ★★★☆☆
Петербургская чернуха.

Олгой-Хорхой. Иван Ефремов, 1943 ★★☆☆☆
Милая советская фантастика о гигантском черве в монгольской пустыне.

Конармия. Исаак Бабель, 1926 ★★★★☆
Дикие рассказы. И по языку, и по содержанию. Биография Бабеля небанальная, кривая. В гражданскую служил у Будённого. Одесский еврей, очкарик. Совершенно чужой среди казаков, ну какой он кавалерист. В годы коллективизации на Украине, уехал в села жить и собирать материал. Жду могучего писателя современности, который описал бы Донбас сегодня.

Покорность. Мишель Уэльбек, 2015 ★★★★☆
Книга о вялом 40-а летнем мужике, преподавателе литературы, затраханном жизнью. 2022 год. На выборах во Франции побеждает мусульманская партия. Умеренные, спокойные мусульмане. Франция потихоньку начинает меняться: французы принимают ислам, девушки скромнее одеваются, разрешается многоженство. И ничего страшного, главный герой оказался доволен найти такое прибежище.

Платформа. Мишель Уэльбек, 2001 ★★☆☆☆
Все узнаваемо, но неубедительно. Финал слабый.

Страж. Чарльз Маклин, 1982 ★★★☆☆
Мистический триллер. Если угодно, книжный аналог фильмов Полянского: Отвращение, Ребенок Розмари, Жилец, Девятые врата.

Нон-фикшн
Стив Джобс. Уолтер Айзексон, 2011 ★★★★☆
Читал в два подхода. Поначалу книга резко не понравилась. Даже взбесила главами про детство Джобса. Очень много в них было банального психологизма о приемных и биологических родителях. К тому же я отношусь с подозрением к профессиональным биографам — они напишут крепкую книгу про кого угодно. Надо просто перетерпеть первые главы — дальше будет лучше. В обывательском смысле, Джобс, конечно, человек не от мира сего. Много и подробно о маниакальной тяге Джобса к контролю и, как следствие, закрытой архитектуре эппловских продуктов.

Богатый папа, бедный папа. Роберт Кийосаки и Шэрон Лектер, 1997 ★★☆☆☆
Не читал раньше подобной литературы и сейчас зачем взялся непонятно.

Книга мертвых и Книга мертвых 2. Эдуард Лимонов, 2000 и 2010 ★★★★☆
Лимонов пишет о знакомых ему людях, которые уже умерли. Московская и парижская богема, военачальники бывшей Югославии, Летов, Курехин. Много кто. На самом деле, это такая автобиография, написанная в контексте других людей. Как всегда, Лимонов самовосхваляет себя. Ничего не могу поделать, люблю его литературу. Недавно вышла третья книга.

Код. Тайный язык информатики. Чарльз Петцольд, 2001 ★★★☆☆
Программист Майкрософта объясняет устройство компьютеров на реле и транзисторах. Я себя чувствовал абсолютно тупым.

Мои скитания. Владимир Гиляровский, 1928 ★★★★☆
Обожаю Гиляровского за Москву и москвичей. В Моих скитаниях Гиляровский описывает свою молодость. В 16 лет уходит из дома работать бурлаком на Волге. Не из нужды, а потому что хотелось себя испытать. Бродяжничал, работал на белильном заводе, пожарным, табунщиком в степи, играл в цирке, актерствовал в театре, с азартом воевал на русско-турецкой и стал известным журналистом. Сейчас известен как бытописатель криминальных трущоб Москвы. Жизнелюбивой и энергичный мужик.

Мишахеризада. Михаил Веллер, 2011 ★★☆☆☆
В музыке есть такой жанр изи-листинг, то есть, фоновая легкая музыка. Вот оно и есть. Мемуары Веллера о жизни в Советском Союзе. Книга хорошая и юморная, но все это уже описано другими авторами, осталось в фильмах и т.д.

Первая часть заметок о прочитанном

11 апреля

Редизайн Кинопоиска

Я активный пользователь Кинопоиска. Сижу часами, чтобы найти интересное кино, ставлю оценки просмотренным фильмам (3114 фильмов!), растасовываю их по тематическим папкам. У меня там даже есть френды — кинокритики и киноманы знакомые еще со времен ЖЖ. В общем, я пользователь-задрот.

Яндекс в вакансии дизайнера Кинопоиска предлагает перерисовать страницу о Мартине Скорсезе. Кинопоиск — сложный сервис. Я не знаю как его используют другие люди. Поэтому те дизайнерские решения, которые я предлагаю, решают мои задачи. Понимаю, что для массового использования они могут не подойти. Кинопоиск помогает мне ответить на вопрос: «А какой бы фильм посмотреть?». Это станет мерилом всех решений: если оно помогает ответить на вопрос — решение хорошее, не помогает — в мусорку.

Карточка персонажа

Посмотрим на существующую карточку персонажа. Уберу из нее все, что не помогает в выборе фильма — рост, знак зодиака, супруги:
kinopoisk_persone_card_old@2x

Добавлю биографию:
kinopoisk_persone_card@2x

Чтобы начать. Представим такую ситуацию: я слышал, что Мартин Скорсезе выдающийся режиссер и захотел что-нибудь у него посмотреть. У Скорсезе 56 фильмов. С чего начать? Очевидно, с самого известного и значимого. Кинопоиск может посоветовать эти фильмы. Алгоритм такой: высокая оценка пользователей Кинопоиска и imdb (зрительская симпатия) + количество оценок (популярность) + нахождение в списках лучших фильмов, участников кинофестивалей (значимость) + можно скачать (доступность) – просмотренные фильмы (не показывать то, что я уже видел).

Если я уже отметил все основные фильмы как просмотренные, то показываются редкие:
kinopoisk_persone_card_rarefilms@2x

Биография. Я изучаю творчество режиссера так: в одной вкладке смотрю фильмографию на Кинопоиске, в другой читаю Википедию. Неплохо бы их совместить. Из биографии я узнаю, что на Скорсезе оказали влияние Кинг Видор, Джон Хьюстон и другие. Узнаю, что Таксисит считается самым резонансным фильмом режиссера. Чем больше таких культурологических связей, тем лучше.

На карточку персонажа поместим лид из Википедийной биографии: так называют один, два абзаца выжимки из статьи. Полная биография на отдельной странице. О! Интересная идея: биография, рассказанная фильмами. У Кинопоиска солидная база фотографий. Но смотреть их просто так неинтересно. Объединим их с потоком текста:
kinopoisk_persone_bio

В той же статье из Википедии я узнаю 12 любимых фильмов Скорсезе. Удачный для привлечения внимания формат:
kinopoisk_persone_card_likefilms@2x
Недостаточно вывалить на человека 12 названий фильмов. Если название не знакомо, то оно ни о чем не говорит. Универсальный формат записи: название фильма, режиссер, страна, год

Фильмография

Модуль фильма в списке:
kinopoisk_film_card1@2x
Симпатичные иконки фестивальных наград я взял с нового Кинопоиска

Если я пометил фильм как просмотренный, подсветим модуль и напишем мою оценку:
kinopoisk_film_card2@2x

Название фильма на оригинале нужно из-за странностей перевода. Кинопрокатчики, порой, переводят так:
kinopoisk_film_originname

Награды кинофестивалей имеют свой вес. Каннская ветвь важнее Оскара за грим и важнее Выборгского фестиваля фильмов о животных. Это значит, что значительные награды выводятся отдельно, а второстепенные складываются в стопку:
kinopoisk_film_card_festival

Рутрекер. Пробежавшись взглядом по фильмографии я отмечаю фильмы, которые есть в интернете. Уже из них выбираю что посмотреть. Рутрекер — реально крупная база. Амедиатека, Иви и прочие он-лайн кинотеатры, которые вставляет Яндекс в качестве партнера — полное фуфло. Вконтакте подойдет в качестве альтернативы, если не хочется скачивать.

Малые жанры. Скорсезе снимал клипы, рекламу, короткометражки, но не это сделало его киношной знаменитостью. Поэтому Кинопоиск выделяет короткометражки иконкой и надписью. Получается, что короткометражка приобретает больший визуальный вес в сравнении с полнометражными фильмами:
Снимок экрана 2016-04-02 в 17.01.38

Должно быть наоборот:
kinopoisk_film_format

Соберу все вместе:
kinopoisk_film_card3@2x
Мне ближе естественная хронология — от старых к новым

Из фильмографии я убрал оценки пользователей (на странице фильма они останутся). Вот почему. Большинство фильмов пользователи оценивают на 6–7 баллов. Это нейтральная оценка, которая ничего не сообщает. А сообщает отклонение. Оценка в 1–4 балла говорит, что фильм, скорее всего трешовый, и не стоит тратить на него время. Слишком высокая оценка (8–10) тоже настораживает. Как правило, ее ставят рядовым, но недавно вышедшим в прокат фильмам. Со временем их оценка упадет. Или безмерно сентиментальным киношкам, бьющим наотмашь по чувствительному зрителю.

kinopoisk_film_rate@2x

Рекомендации

Подборки. Кинопоиск уже давно составляет тематические подборки фильмов. Это замечательно, потому что они помогают узнать новое. Осталось придумать систему благодаря которой подборки будут контекстно выводиться на страницах персонажей и фильмов. Например, я нахожусь на карточке Казахского фильма. Сбоку выводиться подборка:
kinopoisk_podborki1@2x

Связи. В моей голове существует два типа фильмов, которые я хочу посмотреть:
1. Фильмы о которых я знаю. Это простой сценарий — с ним нет никаких проблем.
2. Фильмы о которых я не знаю. Например, я увлекаюсь отечественным кинематографом 90-х годов. Я посмотрел всплывающие сразу в памяти фильмы (Балабанова, Хотиненко, Месхиева). Прошелся по списку режиссеров-ветеранов и посмотрел, снимали ли они что-нибудь в 90-е. Гуглю, читаю Википедию, нахожу статьи в киножурналах. Что дальше? А дальше я изучаю связи. Кинопоиск мне может помочь в этом.

Допустим, мне понравился фильм «Гонгофер». Очевидное — посмотреть другие фильмы режиссера. Куда копать дальше? Стоит прошерстить фильмографию сценариста и продюсера, изучить публикации киноведов (в них, как правило, есть отсылки к другим фильмам). Киностудия может иметь значение, особенно, для советских фильмов. «Грузия-фильм» — это анклав своего особенного кино, а студия ПИЭФ — знак качества. Свой корректирующий балл вносят оценки друзей (чем выше оценка, тем выше приоритет в рекомендации), год (современники выше в приоритете), страна. Кинопоиск должен агрегировать эти связи:
kinopoisk_link_sheme@2x

Связи показываются на странице фильма:
kinopoisk_link@2x

И еще

Чистота базы. Ошибки и неполнота — хроническая болезнь базы данных. Неверные годы, несуществующие фильмы, ошибки в именах и названиях, пропуски в фильмографии. Въедливый киновед поможет находить и исправлять ошибки. А также создавать тематические подборки, находить публикации, выстраивать рекомендательную систему.

Снимок-экрана-2016-04-06-в-21.09.03

Отзывы. Повысить в приоритете профессиональные отзывы. Это публикации критиков, статьи в прессе, аналитика от киноведов. Любительские отзывы понизить в приоритете. Авторами отзывов движет сильное впечатление, поэтому они склонны к радикализму — либо перехваливают фильм, либо слишком ругают.

kinopoisk_text

30 марта

Приемы верстки сложных форм

Несколько приемов, которые я использую при работе с длинными формами. Эти приемы помогают сделать форму аккуратнее.

1. Форма читается как связное предложение. Такой подход помогает быстрее считывать содержимое. Еще это хорошо для порядка — все поля формы устроены одинаково.
Group 5@2x
Если пункт начинается с предлога, пишу его с маленькой буквы

Усложним. Добавим инпут:
Group6@2x

Еще усложним. Добавим вложенность:
Group7@2x
Заголовок «Интересы» объединяет все пункты формы

Такую форму можно наращивать слой за слоем. Крепкая конструкция выдержит.

Запутанные формулировки — частая беда форм. Антипример:
Снимок экрана 2016-03-28 в 13.02.19
Три раза сказали одно и то же, но понятнее не стало. Гугл Эдвордз

booking_form
Расплывчатая подпись к чекбоксу дезориентирует. Что произойдет по нажатию? Букинг

Мой вариант:
booking_form_after

2. Управляющие элементы скрыты пока не нажат чекбокс. Удобно когда надо спрятать необязательные функции.
screencast 2016-03-24 00-19-09
Формулировка начинается с действия (показать, расширить, указать, исключить)

Свитч-переключатель — это тот же чекбокс:
ios_switch

3. По дефолту предзаполнены максимально широкие настройки. Протыкивая форму, человек уточняет параметры. Такую форму, вообще, можно не заполнять, если человек согласен с дефолтной настройкой.
пол_возраст@2x
Максимально широкая настройка по дефолту. Если человеку надо, он уточнит пол и возраст

По похожему принципу устроены настройки на Маке:
macos_setting
Все уже нормально работает, но, если надо, можно уточнить настройку

Прием работает не во всех предметных сферах.

4. Чередование ритма. Эстетически мне нравится сбивать ритм однообразных чекбоксов и радиобатонов нестандартным контролом. Чтобы выделение было осмысленно, нужно взять наиболее важный пункт.
Group3@2x
Способ траты бюджета — важная опция. От нее существенно зависит ход рекламной кампании. Поэтому выделяем контролы выбора (по логике — это обычный радиобатон) и пишем подсказки

Какие знаете примеры хорошо сделанных форм?